К  вопросу питания школьников

Одной из важнейших задач школы сегодня является формирование у детей ответственного отношения к своему здоровью. Школьники должны узнать и принять для себя основные принципы здорового образа жизни, а это возможно только в результате совместной работы педагогов, родителей и самого ребенка.
В условиях школы питание наравне с оздоровительным фактором, Имеет большое воспитательное значение. Именно в школьном возрасте, когда активно формируются привычки, наибольшее значение имеет воспитание навыков рационального питания.
В соответствии с СанПин 2.4.2.1178-02 "Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях" в школах должно быть организовано двухразовое горячее питание для детей групп продленного дня и горячие завтраки для остальных детей.
Сбалансированный горячий завтрак приносит растущему организму ребенка наибольшую пользу, в отличие от "Фаст-футов" и прочей продукции, богатой "пустыми" калориями. Отмечено, что учащиеся, получающие горячий завтрак, лучше воспринимают учебный материал и остаются до конца учебных занятий бодрыми и работоспособными.
Замена· полноценного горячего питания в школьной столовой чипсами, сухариками, шоколадными батончиками и газированными напитками наносит урон здоровью наших детей. Ведь для правильного роста и развития каждый ребенок должен получать определенный суточный набор продуктов, который должен включать в себя: молоко и кисломолочные продукты, творог, сыр, мясо, рыбу, яйца, крупы и макаронные изделия, растительные и животные жиры, овощи, свежие фрукты, натуральные соки, хлеб и хлебобулочные изделия. Одни продукты, входящие в суточный набор продуктов, должны быть включены в рацион ребенка ежедневно, другие же дети могут получать через день или 2-3 раза в неделю, в увеличенных соответствующим образом дозировках. Но необходимо, чтобы каждые 10 дней все продукты были израсходованы в полном объеме. К числу ежедневно употребляемых продуктов относятся молоко, мясо, сахар, хлеб, фрукты и овощи. Творог, сыр, яйцо, рыба, используются несколько раз в неделю.
При составлении меню для школьников учитывается разнообразие блюд в течение дня и всей недели, их биологическая ценность, возможность сочетания, масса и объем пищи, а также ассигнования на питание. Причем, чем больше денежных средств будет выделяться на питание наших детей, тем интереснее и привлекательнее будут становиться школьные завтраки и обеды.
Как показало анкетирование, школьники хотели бы включить в ассортимент реализуемых в школьной столовой блюд: салаты из деликатесных продуктов, курицу-гриль, шашлык, различные виды пиццы, сладкие фруктовые десерты. С одной стороны, в школьном питании существует ряд запретов и ограничений, относительно приготовляемых блюд, но с другой стороны, вполне реально при наличии достаточного количества выделяемых на питание денежных средств, дать ребенку отбивную из куриного филе в сухарях, лангет или эскалоп из говядины, бифштекс, поджарку 113 судака, пудинг и сырники из творога, и другие полезные и вкусные блюда.
В настоящее время школьные столовые выходят на качественно новый уровень работы и обслуживания: приобретают новое высокоэффективное оборудование, работают над улучшением качества и ассортимента реализуемых блюд, организуют для родителей и учащихся выставочные столы с представлением комплексов  горячих завтраков и обедов, составленных на определенную денежную дотацию.
Основополагающим вопросом в развитии школьных пищеблоков остается приобретение оборудования, позволяющего расширить возможности школьных кухонь. Экономически выгодным является приготовление блюд с использованием универсальных аппаратов пароконвектоматов. В пароконвектоматах одновременно могут быть приготовлены' мясные, рыбные или овощные блюда, различные гарниры. Использование одного пароконвектомата позволяет отказаться сразу тот нескольких плит и духовок. Главным преимуществом пароконвектоматов при их использовании в системе школьного питания является возможность приготовления диетических блюд за счет задания для каждого продукта своего особого режима приготовления. При этом обеспечиваются не только высокие вкусовые качества приготовляемых блюд, но и сохраняются все полезные свойства продуктов, не происходит разрушения минеральных веществ и витаминов.
В МОУ СОШ №77 уже установлены пароконвектоматы. Приобретение данного оборудования позволило не только разнообразить ассортимент блюд за счет возможности приготовлять как запеченные, так и паровые блюда, но и сократить время их приготовления.

К вопросу о рациональном питании

Улучшение структуры питания школьников невозможно без использования основных принципов науки о рациональном питании, основанных на удовлетворении потребности человека в основных пищевых веществах (нутриентах), поступающих в составе пищевых продуктов.
Как известно, потребности человека зависят от многих факторов - возраста, пола, рода деятельности, климатических условий, массы, состояния здоровья и др.
Но, в отличие от взрослого организма, для которого калорийность пищевого рациона должна соответствовать его энергетическим тратам, растущему детскому организму основные пищевые вещества необходимы не только для снабжения энергией, но и для построения органов и тканей.
В соответствии с этим питание учащихся должно быть сбалансировано по содержанию физиологически функциональных нутриенов (белков, жиров и углеводов).
Белки.
Белки (или протеины) - это высокомолекулярные азотсодержащие органические вещества, молекулы которых построены из аминокислот. Важность аминокислот для организма определяется той огромной ролью, которую играют белки во всех процессах жизнедеятельности. Белки обеспечивают рост, развитие и нормальное протекание обменных процессов.
Белки, в состав которых входят все необходимые организму аминокислотные, называются - полноценными. Для человека важно поступление полноценных белков, так как именно из них организм синтезирует свои специфические белки.
Поступление полноценных белков с пищей особенно важно для растущего организма, так как в организме ребенка не только происходит восстановление отмирающих клеток, как у взрослых, но и в больше! количестве создаются новые клетки. Поэтому потребность в белках у детей выше, чем у взрослых.
Жиры.
Жиры (или липиды) являются в первую очередь энергетическим материалом. Кроме того, основные биологические функции липидов заключаются в том что они: обеспечиваю запас, изоляцию и защиту органов; переносят некоторые витамины, регулируют транспорт воды и солей и др.
Углеводы.
Углеводы являются главным и наиболее эффективным источником энергии для организма, входят в состав клеток и тканей, принимают участие в обмене веществ.
При построении пищевых рационов для детей школьного возраста чрезвычайно важно не только удовлетворить потребности организма в количествах углеводов, но и подобрать оптимальные соотношения продуктов, содержащих легкоусвояемые и медленно всасывающиеся в кишечнике углеводы, а также обеспечить организм необходимым количеством не перевариваемых полисахаридов.
Наиболее оптимальное соотношение пищевых веществ (белков, жиров, углеводов) для максимального усвоения их является равным 1:1:4. При этом белки должны составлять около 14%, жиры - 31%, углеводы - 55% общей калорийности рациона.
Контроль, за соблюдением  калорийности в пищевых рационах школьников, позволит не только снизить риск возникновения заболеваний, связанных, с ожирением (за счет уменьшения массовой доли жиров и углеводов), но и улучшит восприятие учебного материала.
С целью обеспечения учащихся полноценным сбалансированным горячим питанием "Комбинатом школьного питания № 1" города Краснодара производится разработка примерного цикличного меню для двух возрастных групп с 1-го по 5-й класс и с 6-го по 11-й класс, в котором обязательно учитывается энергетическая целость блюд и сбалансированность по белкам, жирам и углеводам. Примерное цикличное меню составляется на 4-е недели, чтобы разнообразить ассортимент блюд, кроме этого оно разрабатывается по сезонам года для школьных завтраков, обедов групп продленного дня, а также для детей с запоздалым физическим развитием и для детей воспитанников детских интернатов.
С полной уверенностью можно сказать, что на сегодняшний день около 100% учащихся младших классов, посещающих наши пищеблоки, обеспечены полноценным горячим питанием, а также многие старшеклассники не отказывают себя побаловать чем-нибудь вкусненьким в наших школьных столовых и буфетах.

Организация питания
Проблемы и перспективы горячего питания

   С первого сентября 2016 года  в школе обучается 576 детей.
   Питание осуществляет комбинат школьного питания №1. Компенсационные выплаты на организацию горячего питания составляют 10 руб. размер родительской доплаты-65 руб. в день. В городе действует муниципальная целевая программа "Школьное питание". В рамках этой программы ежегодно выделяются денежные средства  на замену технологического оборудования, приобретение посуды и мебели. Школьная столовая укомплектована всем необходимым оборудованием. Питание осуществляется согласно графику, качество школьного питания на особом контроле администрации  и представителей родительской общественности.  Охват горячим питанием-98%. План дальнейшей работы по направлению:
-улучшение показателей здоровья за счет 100% охвата горячим полноценным питанием.
-дальнейшее совершенствование материально-технической базы  пищеблока.
Разговор о здоровом питании

Город Краснодар приступил к реализации экспериментального проекта по совершенствованию системы питания учащихся общеобразовательных учреждений на территории муниципального образования город Краснодар

Здоровое питание
- это питание, сбалансированное по соотношению углеводы - белки - жиры, содержащее достаточно витаминов и минералов. Современная модель рационального питания имеет вид пирамиды: продукты в ней располагаются от основания к вершине по мере убывания их полезности. Ориентируясь на нее, Вы сможете составлять сбалансированный рацион на каждый день.

Первый кирпич пищевой пирамиды - зерновой.
Основание пирамиды образуют цельнозерновые продукты, значение которых часто не дооценивается и содержание которых в нашем меню, как правило, недостаточное. Признайтесь, часто ли Вы едите каши - гречневую, овсяную, хлеб из муки грубого помола, макароны из пшеницы твердых сортов? А их в ежедневном рационе должно быть от 6 до 9 порций! 1 порция зерновых продуктов - это 1 ломтик цельнозернового хлеба или 1,5 чашки приготовленной пасты, или 1,5 чашки приготовленного риса. Крупы (гречка, неочищенный рис, овсянка) содержат много витаминов А и Е, к тому же в них витамины не разрушаются со временем так интенсивно, как в овощах и фруктах. Конечно, определенный процент населения ест на завтрак мюсли, но все же стоит подумать о том, чтобы вернуть такие традиционные блюда, как каши с различными добавками - грибами, тыквой, репой. Это не только вкусно, но и крайне полезно. Обратите внимание: сюда не входят источники "пустых" углеводов, которые присутствуют в нашем питании: белый хлеб, булки, торты.

Кирпичи 2 и 3 - овощной и фруктовый.
Следующий уровень пирамиды - овощи и фрукты (2 отдельные группы). Овощей в дневном рационе должно быть в среднем 5 порций. Фруктов - от 3 до 5. 1 порция фруктов - это 1 средний фрукт (апельсин, яблоко) или 1 чашка нарезанных фруктов, или 1,5 чашки сока, или 1 чашка сухофруктов. Как источник витамина С рекомендуется отвар из сухих плодов шиповника, листовая зелень, красный перец, замороженная черная смородина, цитрусовые и квашеная капуста. Когда иммунная система ослаблена, это вызывает обострение различных хронических заболеваний. Так что поддержание иммунитета - это первоочередная задача. Очень важно включать в рацион ярко-желтые, оранжевые и красные овощи и фрукты (помидоры, тыкву, сладкий перец). Они содержат водорастворимый бета-каротин, предшественник витамина А, в организме превращающийся в жирорастворимый витамин А. И пейте свежевыжатые соки, причем не только фруктовые, но и овощные! Обратите внимание: если недоступны свежие фрукты, покупайте быстрозамороженные овощные смеси и фрукты, а также сухофрукты.

Кирпич 4 пищевой пирамиды - мясной.
В рационе обязательно должны присутствовать высоко протеиновые продукты, содержащие незаменимые аминокислоты: нежирное мясо, птица, рыба. Кстати, к этой же группе (а не к группе молочных продуктов) диетологами отнесен творог. Таких продуктов следует потреблять от 4 до 8 порций (1 порция: 30 г приготовленного мяса, птицы или рыбы, 1 чашка бобов, гороха или чечевицы, 1 яйцо или 2 белка, 30-60 г обезжиренного сыра, 1 чашка обезжиренного творога). В мясе содержится железо, которое является иммуномодулятором, витамины группы В (в основном в свинине). А вот сосиски, сардельки, вареные колбасы сюда не входят - мясо в них не так много, а вот жира и калорий - предостаточно! Чтобы получать в достаточном количестве микроэлемент селен, ешьте морепродукты (источник кислот омега-3 и омега-6). Обратите внимание: витамины и микроэлементы из разных типов продуктов усваиваются с разной интенсивностью.


Кирпич 5 пищевой пирамиды - молочный.
Каждый день на Вашем столе должны быть и молочные продукты - источник витаминов А и Е. Поддержать иммунитет помогут кисломолочные продукты, содержащие живые бифидо- и лактобактерии, необходимые для профилактики дисбактериоза кишечника. Молочных продуктов в ежедневном рационе должно быть 2 порции (1 порция - 1 чашка обезжиренного молока или обезжиренного йогурта, кефира). Обратите внимание: ограничивайте поступление продуктов, содержащих много животных жиров, как источника скрытого жира (сыры, мороженое, сметану, жирные соусы, майонез).

Кирпич 6 пищевой пирамиды - жиросодержащий, но не жирный.
И на самом верху пирамиды - группа жиросодержащих продуктов, куда входят орехи, животные и растительные масла. Последние - источник полезных для сердца полиненасыщенных жирных кислот. Включено в эту группу сливочное масло, но его потребление должно быть ограничено.
Примерное цикличное меню
школьных завтраков для учащихся
7-11 лет на осенний период
ГРАФИК
ПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ  МОУ СОШ №77
г. Краснодара 
НА  2017 - 2018
УЧЕБНЫЙ ГОД

Примерное цикличное меню
школьных завтраков для учащихся
11-18 лет на осенний период

Программа "Школьное молоко"
Медиа-план "Школьное молоко"

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
муниципального образования
город Краснодар
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 77
МБОУ СОШ № 77

    "На сайте департамента образования администрации муниципального образования город Краснодар uo.krd.ru открыта "Горячая линия" по вопросам организации дополнительного питания молоком и молочной продукцией в общеобразовательных учреждениях муниципального образования город Краснодар.  По вопросам обеспечения учащихся молоком обращаться по телефонам "Горячей линии":

Заместитель директора департамента образования
Алфёрова Ирина Аркадьевна - 251-05-40

Специалист отдела общего образования
Кириченко Елена Александровна - 251-05-44

Специалист отдела образования по Прикубанскому
внутригородскому округу
Копылова Светлана Геннадьевна -  201- 15 -42
Об организации полноценного и рационального питания учащихся
в 2017-2018 учебном году

План мероприятий МБОУ СОШ №77 по совершенствованию организации горячего питания на 2017-2018 учебный год.
Как сделать питание школьника сбалансированным
ОРГАНИЗАЦИЯ ПИТАНИЯ В ШКОЛЕ
Организация режима и питания школьников
Положение об употреблении молочной продукции
ПОЛОЖЕНИЕоб Общественном совете по питанию
meta http-equiv="content-type" content="text/html; charset=utf-8" />