К  вопросу питания школьников

Одной из важнейших задач школы сегодня является формирование у детей ответственного отношения к своему здоровью. Школьники должны узнать и принять для себя основные принципы здорового образа жизни, а это возможно только в результате совместной работы педагогов, родителей и самого ребенка.
В условиях школы питание наравне с оздоровительным фактором, Имеет большое воспитательное значение. Именно в школьном возрасте, когда активно формируются привычки, наибольшее значение имеет воспитание навыков рационального питания.
В соответствии с СанПин 2.4.2.1178-02 "Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях" в школах должно быть организовано двухразовое горячее питание для детей групп продленного дня и горячие завтраки для остальных детей.
Сбалансированный горячий завтрак приносит растущему организму ребенка наибольшую пользу, в отличие от "Фаст-футов" и прочей продукции, богатой "пустыми" калориями. Отмечено, что учащиеся, получающие горячий завтрак, лучше воспринимают учебный материал и остаются до конца учебных занятий бодрыми и работоспособными.
Замена· полноценного горячего питания в школьной столовой чипсами, сухариками, шоколадными батончиками и газированными напитками наносит урон здоровью наших детей. Ведь для правильного роста и развития каждый ребенок должен получать определенный суточный набор продуктов, который должен включать в себя: молоко и кисломолочные продукты, творог, сыр, мясо, рыбу, яйца, крупы и макаронные изделия, растительные и животные жиры, овощи, свежие фрукты, натуральные соки, хлеб и хлебобулочные изделия. Одни продукты, входящие в суточный набор продуктов, должны быть включены в рацион ребенка ежедневно, другие же дети могут получать через день или 2-3 раза в неделю, в увеличенных соответствующим образом дозировках. Но необходимо, чтобы каждые 10 дней все продукты были израсходованы в полном объеме. К числу ежедневно употребляемых продуктов относятся молоко, мясо, сахар, хлеб, фрукты и овощи. Творог, сыр, яйцо, рыба, используются несколько раз в неделю.
При составлении меню для школьников учитывается разнообразие блюд в течение дня и всей недели, их биологическая ценность, возможность сочетания, масса и объем пищи, а также ассигнования на питание. Причем, чем больше денежных средств будет выделяться на питание наших детей, тем интереснее и привлекательнее будут становиться школьные завтраки и обеды.
Как показало анкетирование, школьники хотели бы включить в ассортимент реализуемых в школьной столовой блюд: салаты из деликатесных продуктов, курицу-гриль, шашлык, различные виды пиццы, сладкие фруктовые десерты. С одной стороны, в школьном питании существует ряд запретов и ограничений, относительно приготовляемых блюд, но с другой стороны, вполне реально при наличии достаточного количества выделяемых на питание денежных средств, дать ребенку отбивную из куриного филе в сухарях, лангет или эскалоп из говядины, бифштекс, поджарку 113 судака, пудинг и сырники из творога, и другие полезные и вкусные блюда.
В настоящее время школьные столовые выходят на качественно новый уровень работы и обслуживания: приобретают новое высокоэффективное оборудование, работают над улучшением качества и ассортимента реализуемых блюд, организуют для родителей и учащихся выставочные столы с представлением комплексов  горячих завтраков и обедов, составленных на определенную денежную дотацию.
Основополагающим вопросом в развитии школьных пищеблоков остается приобретение оборудования, позволяющего расширить возможности школьных кухонь. Экономически выгодным является приготовление блюд с использованием универсальных аппаратов пароконвектоматов. В пароконвектоматах одновременно могут быть приготовлены' мясные, рыбные или овощные блюда, различные гарниры. Использование одного пароконвектомата позволяет отказаться сразу тот нескольких плит и духовок. Главным преимуществом пароконвектоматов при их использовании в системе школьного питания является возможность приготовления диетических блюд за счет задания для каждого продукта своего особого режима приготовления. При этом обеспечиваются не только высокие вкусовые качества приготовляемых блюд, но и сохраняются все полезные свойства продуктов, не происходит разрушения минеральных веществ и витаминов.
В МОУ СОШ №77 уже установлены пароконвектоматы. Приобретение данного оборудования позволило не только разнообразить ассортимент блюд за счет возможности приготовлять как запеченные, так и паровые блюда, но и сократить время их приготовления.

К вопросу о рациональном питании

Улучшение структуры питания школьников невозможно без использования основных принципов науки о рациональном питании, основанных на удовлетворении потребности человека в основных пищевых веществах (нутриентах), поступающих в составе пищевых продуктов.
Как известно, потребности человека зависят от многих факторов - возраста, пола, рода деятельности, климатических условий, массы, состояния здоровья и др.
Но, в отличие от взрослого организма, для которого калорийность пищевого рациона должна соответствовать его энергетическим тратам, растущему детскому организму основные пищевые вещества необходимы не только для снабжения энергией, но и для построения органов и тканей.
В соответствии с этим питание учащихся должно быть сбалансировано по содержанию физиологически функциональных нутриенов (белков, жиров и углеводов).
Белки.
Белки (или протеины) - это высокомолекулярные азотсодержащие органические вещества, молекулы которых построены из аминокислот. Важность аминокислот для организма определяется той огромной ролью, которую играют белки во всех процессах жизнедеятельности. Белки обеспечивают рост, развитие и нормальное протекание обменных процессов.
Белки, в состав которых входят все необходимые организму аминокислотные, называются - полноценными. Для человека важно поступление полноценных белков, так как именно из них организм синтезирует свои специфические белки.
Поступление полноценных белков с пищей особенно важно для растущего организма, так как в организме ребенка не только происходит восстановление отмирающих клеток, как у взрослых, но и в больше! количестве создаются новые клетки. Поэтому потребность в белках у детей выше, чем у взрослых.
Жиры.
Жиры (или липиды) являются в первую очередь энергетическим материалом. Кроме того, основные биологические функции липидов заключаются в том что они: обеспечиваю запас, изоляцию и защиту органов; переносят некоторые витамины, регулируют транспорт воды и солей и др.
Углеводы.
Углеводы являются главным и наиболее эффективным источником энергии для организма, входят в состав клеток и тканей, принимают участие в обмене веществ.
При построении пищевых рационов для детей школьного возраста чрезвычайно важно не только удовлетворить потребности организма в количествах углеводов, но и подобрать оптимальные соотношения продуктов, содержащих легкоусвояемые и медленно всасывающиеся в кишечнике углеводы, а также обеспечить организм необходимым количеством не перевариваемых полисахаридов.
Наиболее оптимальное соотношение пищевых веществ (белков, жиров, углеводов) для максимального усвоения их является равным 1:1:4. При этом белки должны составлять около 14%, жиры - 31%, углеводы - 55% общей калорийности рациона.
Контроль, за соблюдением  калорийности в пищевых рационах школьников, позволит не только снизить риск возникновения заболеваний, связанных, с ожирением (за счет уменьшения массовой доли жиров и углеводов), но и улучшит восприятие учебного материала.
С целью обеспечения учащихся полноценным сбалансированным горячим питанием "Комбинатом школьного питания № 1" города Краснодара производится разработка примерного цикличного меню для двух возрастных групп с 1-го по 5-й класс и с 6-го по 11-й класс, в котором обязательно учитывается энергетическая целость блюд и сбалансированность по белкам, жирам и углеводам. Примерное цикличное меню составляется на 4-е недели, чтобы разнообразить ассортимент блюд, кроме этого оно разрабатывается по сезонам года для школьных завтраков, обедов групп продленного дня, а также для детей с запоздалым физическим развитием и для детей воспитанников детских интернатов.
С полной уверенностью можно сказать, что на сегодняшний день около 100% учащихся младших классов, посещающих наши пищеблоки, обеспечены полноценным горячим питанием, а также многие старшеклассники не отказывают себя побаловать чем-нибудь вкусненьким в наших школьных столовых и буфетах.

Организация питания
Проблемы и перспективы горячего питания

   С первого сентября 2018 года  в школе обучается 727 детей.
   Питание осуществляет комбинат школьного питания №1. Компенсационные выплаты на организацию горячего питания составляют 10 руб. размер родительской доплаты-67 руб. в день. В городе действует муниципальная целевая программа "Школьное питание". В рамках этой программы ежегодно выделяются денежные средства  на замену технологического оборудования, приобретение посуды и мебели. Школьная столовая укомплектована всем необходимым оборудованием. Питание осуществляется согласно графику, качество школьного питания на особом контроле администрации  и представителей родительской общественности.  Охват горячим питанием-98%. План дальнейшей работы по направлению:
-улучшение показателей здоровья за счет 100% охвата горячим полноценным питанием.
-дальнейшее совершенствование материально-технической базы  пищеблока.
Разговор о здоровом питании

Город Краснодар приступил к реализации экспериментального проекта по совершенствованию системы питания учащихся общеобразовательных учреждений на территории муниципального образования город Краснодар

Здоровое питание
- это питание, сбалансированное по соотношению углеводы - белки - жиры, содержащее достаточно витаминов и минералов. Современная модель рационального питания имеет вид пирамиды: продукты в ней располагаются от основания к вершине по мере убывания их полезности. Ориентируясь на нее, Вы сможете составлять сбалансированный рацион на каждый день.

Первый кирпич пищевой пирамиды - зерновой.
Основание пирамиды образуют цельнозерновые продукты, значение которых часто не дооценивается и содержание которых в нашем меню, как правило, недостаточное. Признайтесь, часто ли Вы едите каши - гречневую, овсяную, хлеб из муки грубого помола, макароны из пшеницы твердых сортов? А их в ежедневном рационе должно быть от 6 до 9 порций! 1 порция зерновых продуктов - это 1 ломтик цельнозернового хлеба или 1,5 чашки приготовленной пасты, или 1,5 чашки приготовленного риса. Крупы (гречка, неочищенный рис, овсянка) содержат много витаминов А и Е, к тому же в них витамины не разрушаются со временем так интенсивно, как в овощах и фруктах. Конечно, определенный процент населения ест на завтрак мюсли, но все же стоит подумать о том, чтобы вернуть такие традиционные блюда, как каши с различными добавками - грибами, тыквой, репой. Это не только вкусно, но и крайне полезно. Обратите внимание: сюда не входят источники "пустых" углеводов, которые присутствуют в нашем питании: белый хлеб, булки, торты.

Кирпичи 2 и 3 - овощной и фруктовый.
Следующий уровень пирамиды - овощи и фрукты (2 отдельные группы). Овощей в дневном рационе должно быть в среднем 5 порций. Фруктов - от 3 до 5. 1 порция фруктов - это 1 средний фрукт (апельсин, яблоко) или 1 чашка нарезанных фруктов, или 1,5 чашки сока, или 1 чашка сухофруктов. Как источник витамина С рекомендуется отвар из сухих плодов шиповника, листовая зелень, красный перец, замороженная черная смородина, цитрусовые и квашеная капуста. Когда иммунная система ослаблена, это вызывает обострение различных хронических заболеваний. Так что поддержание иммунитета - это первоочередная задача. Очень важно включать в рацион ярко-желтые, оранжевые и красные овощи и фрукты (помидоры, тыкву, сладкий перец). Они содержат водорастворимый бета-каротин, предшественник витамина А, в организме превращающийся в жирорастворимый витамин А. И пейте свежевыжатые соки, причем не только фруктовые, но и овощные! Обратите внимание: если недоступны свежие фрукты, покупайте быстрозамороженные овощные смеси и фрукты, а также сухофрукты.

Кирпич 4 пищевой пирамиды - мясной.
В рационе обязательно должны присутствовать высоко протеиновые продукты, содержащие незаменимые аминокислоты: нежирное мясо, птица, рыба. Кстати, к этой же группе (а не к группе молочных продуктов) диетологами отнесен творог. Таких продуктов следует потреблять от 4 до 8 порций (1 порция: 30 г приготовленного мяса, птицы или рыбы, 1 чашка бобов, гороха или чечевицы, 1 яйцо или 2 белка, 30-60 г обезжиренного сыра, 1 чашка обезжиренного творога). В мясе содержится железо, которое является иммуномодулятором, витамины группы В (в основном в свинине). А вот сосиски, сардельки, вареные колбасы сюда не входят - мясо в них не так много, а вот жира и калорий - предостаточно! Чтобы получать в достаточном количестве микроэлемент селен, ешьте морепродукты (источник кислот омега-3 и омега-6). Обратите внимание: витамины и микроэлементы из разных типов продуктов усваиваются с разной интенсивностью.


Кирпич 5 пищевой пирамиды - молочный.
Каждый день на Вашем столе должны быть и молочные продукты - источник витаминов А и Е. Поддержать иммунитет помогут кисломолочные продукты, содержащие живые бифидо- и лактобактерии, необходимые для профилактики дисбактериоза кишечника. Молочных продуктов в ежедневном рационе должно быть 2 порции (1 порция - 1 чашка обезжиренного молока или обезжиренного йогурта, кефира). Обратите внимание: ограничивайте поступление продуктов, содержащих много животных жиров, как источника скрытого жира (сыры, мороженое, сметану, жирные соусы, майонез).

Кирпич 6 пищевой пирамиды - жиросодержащий, но не жирный.
И на самом верху пирамиды - группа жиросодержащих продуктов, куда входят орехи, животные и растительные масла. Последние - источник полезных для сердца полиненасыщенных жирных кислот. Включено в эту группу сливочное масло, но его потребление должно быть ограничено.
Примерное цикличное меню
школьных завтраков для учащихся
7-11 лет на осенний период
ГРАФИК
ПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ  МОУ СОШ №77
г. Краснодара 
НА  2018 - 2019
УЧЕБНЫЙ ГОД

Примерное цикличное меню
школьных завтраков для учащихся
11-18 лет на осенний период

Программа "Школьное молоко"
Медиа-план "Школьное молоко"

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
муниципального образования
город Краснодар
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 77
МБОУ СОШ № 77

    "На сайте департамента образования администрации муниципального образования город Краснодар uo.krd.ru открыта "Горячая линия" по вопросам организации дополнительного питания молоком и молочной продукцией в общеобразовательных учреждениях муниципального образования город Краснодар.  По вопросам обеспечения учащихся молоком обращаться по телефонам "Горячей линии":

Заместитель директора департамента образования
Шкута Евгения Александровна - 251-05-40

Специалист отдела общего образования
Кириченко Елена Александровна - 251-05-44

Специалист отдела образования по Прикубанскому
внутригородскому округу
Пономарева Виктория Юрьевна -  992- 38 - 51
Об организации полноценного и рационального питания учащихся
в 2018-2019 учебном году

План мероприятий МБОУ СОШ №77 по совершенствованию организации горячего питания на 2018-2019 учебный год.
Как сделать питание школьника сбалансированным
ОРГАНИЗАЦИЯ ПИТАНИЯ В ШКОЛЕ
Организация режима и питания школьников
Положение об употреблении молочной продукции
ПОЛОЖЕНИЕоб Общественном совете по питанию
С 1 января в Краснодаре изменится порядок предоставления компенсационных выплат за питание детей в школах
Стоимость питания школьников в образовательных учреждениях кубанской столицы и все связанные с ней льготы в 2019 г. сохраняются. При этом с 1 января 2019 г. будет применяться новый порядок предоставления мер социальной поддержки из муниципального бюджета за питание детей в школах. Сам механизм станет более правильным и прозрачным, прежде всего, для родителей школьников.
Стоимость одного завтрака в день для учеников 1-5-х классов составляет 67 руб. 50 коп., 6-11-х — 77 руб. 50 коп. Из них муниципалитет в виде меры социальной поддержки компенсирует родителям 10 руб. 50 коп.
С 1 января 2019 г. будет применяться новый порядок предоставления этой меры социальной поддержки. Родители будут вносить ежемесячно плату на расчетные счета предприятий школьного питания за фактически оказанную услугу. При этом частичную компенсацию стоимости питания родителям будут зачислять один раз в квартал на указанный личный расчетный счет в банке — из расчета 10 руб. 50 коп., умноженные на количество полученных и оплаченных за квартал завтраков.
С 1 января родителям не придется оплачивать такой вид услуги, как накрытие столов — этим займутся сотрудники школ.
Для детей из малообеспеченных семей при предоставлении соответствующих документов дополнительно будет осуществляться компенсационная выплата к стоимости завтрака из городского бюджета в размере 15 руб. в день. Для данной категории семей мера социальной поддержки за один полученный школьный завтрак составит 25 руб. 50 коп.
Для организации нового порядка предоставления меры социальной поддержки родителям необходимо написать и передать в бухгалтерию образовательного учреждения заявление с указанием расчетного счета одного из родителей, открытого в любом банке.
В 2019 г. в школах Краснодара продолжат действовать льготы на питание отдельных категорий учащихся, порядок их предоставления останется прежним. Дети с ограниченными возможностями здоровья, дети-инвалиды и дети сотрудников правоохранительных органов, погибших при исполнении служебных обязанностей, продолжат получать питание в школах бесплатно.
Также продолжит действовать мера социальной поддержки из краевого бюджета для многодетных семей — дополнительно к муниципальным 10 руб. 50 коп. за один завтрак они получат ещё 10 руб. из краевого бюджета. Порядок предоставления данной краевой льготы в 2019 г. останется прежним.
Решение городской Думы Краснодара от 13.12.2018 № 65 п. 8 О внесении изменений в решение городской Думы Краснодара от 28.01.2010 № 69 п. 2 «Об утверждении Методических рекомендаций по организации питания обучающихся в муниципальных образовательных организациях муниципального образования город Краснодар»
Решение городской Думы Краснодара от 13.12.2018 № 65 п. 9 «О внесении изменений в решение городской Думы Краснодара от 28.01.2010 № 69 п. 5 «О дополнительных мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан»